20.-22.10.1944 - Konvoi "KI 139 LF"

Begonnen von Violoncello, 01 September 2023, 11:30:15

Vorheriges Thema - Nächstes Thema

0 Mitglieder und 1 Gast betrachten dieses Thema.

Violoncello

Hallo zusammen,

wir hatten diesen Sachverhalt vor einiger Zeit unter einem anderen Thema, habe das von mir Gesuchte aber nicht mehr gefunden:

Am 20.10.1944 lief das Geleit "KI 139 LF" mit dem Geleitzugführer "M 252", "M 31", "M 203", "M 253", "V 63098", "V 6311", "R 202", "R 121" und "NKi 06" u. a. mit dem Schlepper "Ostland", dem Schlepper "Flejen", dem Segelschiff "Moshulu" und dem Schlepper "Jason" von Kirkenes mit dem Endziel Hammerfest aus. Auf dem Marsch erfolgten feindliche S-Bootangriffe.

Am 22.10.1944 erfolgte um 08.50 Uhr in Höhe Syltefjord ein Angriff von sechs sowjetischen "Il 2" auf den Konvoi. Dabei erlitten "V 6308" und "V 6311 durch starken Bordwaffenbeschuss und Bombentreffer schwere Beschädigungen mit Toten und Verwundeten.
(u.a. BArch RM 45III/117 (= NARA R-2750 PG-46961); BArch RM 72/234 (= R-3791 PG-84334); TNA DEFE 3/471, u.a. S. 371, 644, 761)

Ich suche eine Darstellung der S-Boot- und Schlachtfliegerangriffe aus sowjetischer Sicht und eine Angabe der beteiligten sowjetischen Einheiten mit Quellenangabe. Ich würde mich freuen, wenn jemand weiterhelfen könnte.

Viele Grüße

Violoncello

TW

#1
Was die S-Boot-Angriffe betrifft, gab es mehrere Angriffe auf das Geleit MOSHULU. Siehe DB MTB-/MGB-Gefechte:

1) https://www.historisches-marinearchiv.de/projekte/mtb_mgb/ausgabe.php?where_value=747
2) https://www.historisches-marinearchiv.de/projekte/mtb_mgb/ausgabe.php?where_value=748

Nach meinen Recherchen war das MOSHULU-Geleit Nr.139, das TÜBINGEN-Geleit Nr.140
Unten hänge ich Ausschnitte aus den KTB's der 5. M-Flottille dran.
Gruß, Thomas

TW

Hier noch der Auszug aus MORSKOJ SBORNIK: Der Große Vaterländische Krieg.
Mit den Übersetzungsprogrammen musst Du dich selber herumschlagen.
Das ist keine Freude.

TW

#3
Hier noch der KTB-Auszug der 5. MS-Flottille zum Gefecht am Geleit TÜBINGEN.
... und der Gefechtsbericht für Geleit MOSHULU
Gruß, Thomas

cam

#4
Hi,
In the book
Кузьмин А. В. В прибрежных водах. М., Военное издательство, 1967.
http://www.kulichki.com/moshkow/MEMUARY/1939-1945/FLOT/v_pribrezhnyh_vodah.txt
on pages 231-234 there is a description of this battle from the Soviet side. Please note that these are memoirs.
If necessary, I can post the original text.

cam

And this is the official chronicle:
В ночь на 21 октября для поиска и атаки неприятельских кораблей в Варангер-фьорде были высланы в море из Пумманки две группы торпедных катеров. Первая группа (торпедные катера № 237 и 244) под командованием капитана 3 ранга Н. Г. Холина имела задачу атаковать вражеский конвой, вышедший, по данным нашей разведки, из Тана-фьорда в Киркенес, производя его поиск на встречных курсах от острова Лилле Эккерей до Хавнингсберга; после поиска катера должны были вступить в подвижный дозор н районе между острова-ми Варде и мысом Харбакен.
Вторая группа (торпедные катера № 230, 205 и 215) под командованием капитана 3 ранга А. И. Ефимова получила задачу атаковать этот же конвой в Варангерфьорде в районе, ограниченном с севера параллелью мыса Кибергнес. Поиск должен был производиться радиолокатором, установленным на ведущем катере № 230.
Через 15 минут после выхода из Пумманки второй группы катеров командир бригады торпедных катеров получил сообщение, что, по данным агентурной разведки, из Бекфьорда вышел неприятельский конвой курсом на север. Эти данные были сообщены торпедным катерам, находившимся в море, и им было приказано догнать и атаковать противника.
В 1 ч. 30 м. радиолокатор на торпедном катере № 230 обнаружил конвой в составе 7 крупных кораблей и 6—8 кораблей охранения в удалении 50—55 каб. (рис. 38). Конвой огибал берег, прижимаясь вплотную к мысу Кибергнес, и шел в направлении на Варде. Катера первой группы в это время проскочили конвой, не обнаружив его, и находились в 2,5 мили от островов Варде.
В 1 ч. 48 м. торпедный катер № 230 (командир катера — старший лейтенант П. И. Косовнин, на борту — капитан 3 ранга А. И. Ефимов) атаковал двумя торпедами под огнем неприятельских сторожевых катеров с дистанции 2—3 каб. и потопил сторожевой корабль противника. На отходе попаданием 47-мм снаряда был выведен из строя радиолокатор. Несмотря на это торпедный катер № 230 вновь вернулся к конвою и стал вести за ним визуальное наблюдение, которое было облегчено стрельбой противника осветительными снарядами. В 2 ч. 05 м. катеру было разрешено возвратиться в базу.
Торпедный катер № 205 (командир катера — лейтенант П. П. Доренко) через минуту после залпа с торпедного катера № 230 потопил двумя торпедами неприятельский тральщик, шедший впереди сторожевого корабля, атакованного катером № 230.
Торпедный катер № 215 (командир катера — старший лейтенант 13. С. Кузнецов), шедший последним в группе, также устремился к конвою, но был отжат тремя сторожевыми катерами противника.
Наш катер в течение 20 минут дважды пытался прорваться к конвою, но также неудачно, и ему было приказано с берегового командного пункта бригады (на высоте 200,0) соединиться с группой катеров капитана 3 ранга Холина, идти в район Персфьорда и там атаковать конвой.
Первая группа торпедных катеров (№ 237 и 244) до 2 ч. 00 м. пыталась войти в соприкосновение с конвоем южнее Барде, но не нашла противника и направилась к своей конечной зоне, в район Персфьорда.
В это время торпедный катер № 215 обогнул острова Варде и в
4 ч. 08 м., находясь у мыса Блодскютудде, обнаружил конвой на дистанции 10 каб. В 4 ч. 09 м. наш катер атаковал хвост конвоя и потопил
с дистанции 1,5 каб. неприятельский тральщик. После атаки торпедный
катер № 215 в течение 17 минут был обстрелян кораблями охранения,
его преследовал сторожевой корабль, затем он был взят под обстрел
береговыми батареями с материка и с острова Варде, но без потерь
вышел из боя (рис. 39).
Торпедные катера № 237 и 244 в 4 ч. 05 м. подошли вплотную к мысу Сегслудден и через 5 минут обнаружили конвой, входивший в зону Персфьорда. Торпедный катер № 244 (командир катера — лейтенант С. Ф. Тодоров, на борту — капитан 3 ранга Н. Г. Холин) в 4 ч. 20 м. с дистанции 2 каб. атако-вал двумя торпедами и потопил концевой неприятельский транспорт. Через минуту торпедный катер № 237 (командир катера — капитан-лейтенант П. Я. Шуляковский) потопил второй транспорт против-ника. В 6 ч. 47 м. все катера возвратились в Пумманки. (Арх. 13090, л. 14, 15, 17.)


http://schit-gosbezopasnost.ru/?page_id=2406

cam

There were two air attacks on the convoy in the Syltefjord area on October 22.

Четыре самолета «Киттихаук» (78-го истребительного авиаполка, ведущий — старший лейтенант А. Я. Швайлах) с аэродрома Пумманки летали на «свободную охоту» вдоль берегов Северной Норве-гии. В 11 ч. 00 м. в районе Сюльтефьорда самолеты обнаружили конвой (2 тральщика, шхуна, буксир и 3 сторожевых катера) и атаковали его, сбросив 8 ФАБ-100; после чего они расстреливали корабли пулеметным огнем (выстреляно 790 патронов «Кольт-Браунинг»). Были потоплены тральщик и сторо-жевой корабль. (Арх. 17995, л. 422 об.)

10 самолетов Ил-2 (46-го штурмового авиаполка, ведущий — капитан П. А. Евдокимов) под при-крытием 8 Як-7 и 8 «Аэрокобра» (20-го истребительного авиаполка) в 14 ч. 48 м. нанесли бомбо-штурмовой удар по кораблям противника в Сюльтефьорде, сбросив 8 ФАБ-250, 30 ФАБ-100, 8 РОФС-132 и 22 РС-82. По докладам летчиков, штурмовиками были потоплены 2 сторожевых катера. (Арх. 17995, л. 422 об.)

http://schit-gosbezopasnost.ru/?page_id=2406

Violoncello

Hallo Thomas, hallo Cam,

herzlichen Dank für umfassenden Quellen! In der Übersetzung bereiten mir die Abkürzungen der bei den Luftangriffen verwendeten Bomben/Raketen Schwierigkeiten:

1. Handelt es sich bei "FAB-100" und "FAB-250" um Sprengbomben von 100 und 250 kg?
2. Handelt es sich bei "ROFS-132" und "RS-82" um Raketen des Kalibers 132 mm und 82 mm? Wofür stehen die Abkürzungen?

Viele Grüße und einen schönen Sonntag

Violoncello

Kaschube_29

Moin,

1. die Abkürzung FAB steht für ФАБ = фyгacнaя авиационная бомба (FAB = fugasnaya aviatsionnaya bomba [Flugzeugsprengbombe]) und die Zahl steht für das Gesamtgewicht der Bombe.

2. die Abkürzung RS steht für РС = реактивный снаряд (RS = reaktivnyy snaryad [Raketengeschoss]); die Zahl steht für den Durchmesser der Rakete in mm; die Rakete ist ungelenkt.
Die Abkürzung ROFS ist mir so noch nicht untergekommen, sollte aber wie folgt zu entschlüsseln sein: РОФС = реактивный ocкoлoчнo-фyгacный снаряд (reaktivnyy oskolochno-fugasnyy snaryad [Raketen-Sprengsplittergeschoss]).

Bis dann,

Kaschube_29 (Axel)
Immer eine Handbreit Wasser unter den Kiel (Bcегда семь футов под кильем)!

Violoncello

Hallo Axel,
herzlichen Dank für die tolle Hilfe!
Viele Grüße
Violoncello

Violoncello

Hallo zusammen,

eine weitere Frage zum Geleit "KI 139 LF":

Korv.Kptn. Erich Klünder, Chef der 5. MS-Fl. und Geleitzugführer, schreibt in seinem "Ausführlichen Gefechtsbericht zum Geleit Schleppzug "Moshulu" (s. BArch RM 69/51), dass er am 21.10.1944 um 6.20 Uhr den Angriff von vier Flugzeugen des Typs "Il-2" vermutlich und tatsächlich auch zutreffend auf den Bergungsdampfer "Jason" (Fahrzeug bei Gröner nicht nachgewiesen) beobachtet habe. "Jason" geriet im Verlauf des Angriffs in Brand und wurde schließlich durch Artilleriefeuer eines Minensuchbootes versenkt.

Ich bin im Zweifel darüber, ob dieser Angriff nicht tatsächlich von vier den "Il-2"-Flugzeugen ähnlichen Maschinen des Typs Curtiss P-40 "Kittyhawk" der 78 IAP durchgeführt worden ist. Dies wäre mit dem Ansatz des Angriffs vom 22.10.1944 8.50 Uhr auf das Rest-Geleit im Syltefjord vergleichbar. Kann jemand diese Annahme bestätigen oder als falsch ausräumen?

Viele Grüße

Violoncello

igor

You are right. JASON (norwegian tug) with escorted R.151 and 160 was attacked by 4 P-40 from 78 IAP VVS SF (st.leit. Schweilach). Tug was hit by 3 bombs. Also R.151 has 2 near misses and sunk too. Strange that soviet pilots didn't see third boat - R.160. Maybe she was somewhat away in moment of attack.

Violoncello

Hi Igor,

thank you very much for this comprehensive clarification!

Best regards

Violoncello

Rudergänger

Hallo Zusammen,
zum Schlepper Jason einige Wenige Angaben:
Bergungsschlepper Jason
 Baujahr 1908, 296 BRT
 HH Bergen
 Unterscheidungssignal: lela

Quelle:
Erich Gröner Handelsflotten der Welt 1942 Seite 321,
Reinhart Schmelzkopf Strandgut Nr. 47 Seite 146,

Zum Konvoi Siehe auch KTB der Seekriegsleitung 1939-1945 Band 62/II Seiten 522,612,

Harald

Violoncello

Hallo Harald,

vielen Dank für die ergänzenden Hinweise und die damit verbundene Erinnerung daran, dass Gröner Handelsflotten ja auch eine Schiffsliste B enthält. Ich habe zu oberflächlich nur in der Schiffsliste A nachgeschlagen...

Viele Grüße

Violoncello

Impressum & Datenschutzerklärung